Восточные влияния
Культура Средневековой Таврики представляет собой яркий пример провинциальной византийской культуры. Однако в не меньшей, а может и в большей степени, чем со столицей Византии, Таврика была связана с духовными и культурными импульсами, которые шли из восточных провинций Империи – Малой Азии, Сирии, Палестины, Египта. Нелишне заметить, что именно эти области являлись родиной христианства, а их жители были носителями наиболее аутентичной христианской традиции. Именно эти регионы, по мнению академика Веселовского, были, в частности, родиной легенды о Святом Граале.

 далее...

Палеологовский ренессанс
XIII век

 далее...

Существование государства Феодоро совпало с одним из самых ярких периодов в истории мировой культуры, известном как «палеологовский ренессанс». По мнению искусствоведа Г. Колпаковой «основой этого блистательного расцвета становится интенсивное возрождение духовной жизни…Заключительный этап византийской культуры отличается активным творческим началом, энергией поисков, повышенным интересом к искусству как к самому главному делу жизни. Словно в преддверии неминуемого конца византийская культура подводила итог своему развитию».

XIV век

Усиление княжеской власти Гаврасов на Мангупе и консолидация православного населения Крыма в составе государства Феодоро повлекли за собой новые веяния в искусстве 14 века. Ктиторы из княжеской династии тяготеют к заимствованию классического палеологовского столичного стиля.

 далее...

XV век
Расцвет государства Феодоро приходится на первую половину 15 века, ко времени правления Князя Алексея I. К этому же времени относятся прекрасные фрески мангупского Южного монастыря. Авторы росписи чувствовали дыхание эпохи Возрождения, налицо взаимопроникновение византийского классицизма и итальянских влияний. В центре композиции Христос, с приподнятой для благословения правой рукой и Евангелием в левой. Спокойное лицо с классическими чертами приближается к величавому типу Христа в мозаиках константинопольского храма Кахрие-Джами. Вокруг него, подобно вельможам окружающим византийского императора, ангелы и святые. Вверху изображения Святых равноапостольных Константина и Елены. Особую торжественность композиции придают холодные тона и изящество линий.

 далее...

Школа Феофана Грека

Середина 14 века в Византийской империи ознаменовалось распространением мистического учения и аскетической практики, известной как исихазм. Слово "исихазм" происходит от греческого isihia - молчание, тишина. Исихазм сформировался еще в ранневизантийскую эпоху в египетских и синайских монастырских обителях, однако в 14 веке это учение впервые выходит за пределы монастырей, получает теоретическое обоснование в работах Святого Григория Паламы и становится доступным для мирян.

Исихасты учили, что неизреченный Логос, Слово Божье, постигается в молчании. Созерцательная молитва, отказ от многословия, постижение Слова в его глубине - вот путь познания Бога, который исповедуют учителя исихазма.цузского мистика Рене Генона, есть ничто иное как Сердце Христа. 

 далее...