Грааль в Крыму
Хотя после 1204 года упоминания о Граале исчезают в христианской Европе и Священную Чашу там начинают считать утерянной для грешного человечества, как в раз в это же время в Средневековом Крыму, в образованном после падения Константинополя государстве Феодоро, мы находим свидетельства существования Традиции Грааля.

От государства Феодоро не осталось никаких письменных источников, все они были уничтожены после турецкого завоевания. Однако крымоведы 19 века, общаясь с последними потомками феодоритов и проводя исследования в греческих монастырях Малой Азии, оставили нам ряд интересных легенд и сказаний, связанных с княжеством Феодоро.

 

Центральным мотивом этих легенд была загадочная Золотая колыбель, изображенная на гербе княжества и принадлежавшая феодоритским князьям. На сегодняшний день известно более десяти вариантов этой легенды. Его фабула сводится к следующему:

В 14 веке византийское княжество Феодоро оказалось на грани гибели, будучи вынуждено противостоять двум сильным врагам – татарам Мамая и генуэзцам, обосновавшимся в Кафе. Между ними шли отчаянные битвы. Княжеству угрожала серьезная опасность. Франки-генуэзцы требовали у феодоритов отдать им Золотую колыбель, обещая прекратить войну.

 

Тогда греческий князь вместе со своей семьей и священной реликвией укрылся в пещерах горы Басман

«Только им одним известными тропами они добрались до нее. Воины внесли золотую колыбель в глубь извилистой пещеры и оставили князя одного. Став на колени, он тихо произнес:

 

— Могучие духи! Я и народ мой вверяем вам самое дорогое, чем мы обладаем. Его хотят отнять алчные соседи — генуэзцы, чтобы лишить нас имени, чести и свободы. Горские воины бьются с ними сейчас не на жизнь, а на смерть. Если они не сумеют одолеть жестокого врага и погибнут, прошу вас: примите под свою охрану нашу святыню и сохраните ее для грядущих поколений».

В этот момент произошло страшное землетрясение: «раздались подземные удары и сильным землетрясением были разрушены укрепления и постройки», а золотая колыбель, охраняемая духами, осталась в таинственном гроте.

 

Увидеть ее могут только избранные. Тех, кто не достоин, увидеть колыбель охраняющие ее духи делают безумцами.

Исследователи переломали множество копий вокруг загадочной колыбели. В ней видели то золотую купель, которую согласно преданиям преподнесли в качестве подарка мангупскому князю Исааку послы великого князя Московского Иоанна 3, то возводили ее к каменным колыбелям тюркских эпических сказаний и даже указывали на сходство крымской золотой колыбели с колыбелью Чингиз-хана.

 

Однако, по нашему мнению, искать ответ на загадку «золотой колыбели» стоит в самом государстве Феодоро, и оставшихся материальных памятников вполне достаточно для объяснения этой легендарной метафоры.

Удивительно, но фресках крымских храмов мы повсеместно встречаем изображение золотой чаши-колыбели!

 

На сохранившихся фресках в феодоритских храмах «Святого Евграфия», «Успения Богродицы», «Донаторов», «Иоанна Предтечи», Южного монастыря на Мангупе мы видим один и тот же сюжет: изображение ребенка в чаше или блюде - колыбели, вокруг которой совершают службы ангелы и святые отцы. Примечательно, что в православной литургии жертвенное блюдо – дискос – изображает колыбель младенца- Христа, а в одной из легенд о золотой колыбели прямо говорится о том, что это была колыбель Спасителя Мира – Мессии.

Поражает сходство описаний литургии Грааля с фресками феодоритских храмов. Сюжет фресок, называемый в искусствоведении «Поклонение жертве», изображает жертвоприношение младенца Христа за грехи мира. Поэтому на всех фресках в Чаше изображен младенец. То же самое мы находим в романах цикла Грааля. Кульминацией литургии Святой Чаши является сакральное жертвоприношение младенца в Чаше.

«И тогда епископ приступил к освящению Даров, и поднял он облатку, наподобие хлебца. В тот же миг явилась фигура наподобие отрока с лицом красным и светлым, как огонь. И она вошла в тот хлебец, так что все видели, что хлебец тот из плоти человеческой. А затем старец поместил его обратно в священную чашу. И он проделал все остальное, что надлежит священнику во время мессы» (Томас Мэлори «Смерть Артура»).

В «Вугльгате» сын Иосифа Аримафейского сходит с неба с чашей, в которую была собрана кровь Христа, когда он был распят на кресте. Он вынимает из чаши облатку. Затем ребенок, с горящим как огонь лицом, входит в нее, после чего Иосиф снова помещает Тело Христово в Чашу. Затем в Чаше появляется истекающий кровью Христос, который сообщает Галахаду, что Грааль это блюдо, из которого он ел Пасхальную жертву в день Тайной Вечери. В «Перлесвосе», когда Артур оказывается свидетелем наиболее сокровенной мистерии Грааля, он, смотря в сторону алтаря, «видел, что отшельник держал в руках человека в терновом венце, лицо, руки и ноги которого истекали кровью… Затем…тело человека снова превратилось в ребенка».

Ребенок в Чаше – это и есть распятый и приносимый в жертву Христос, чья кровь была собрана в Грааль. Аналогичные видения посещали православных подвижников первых веков. Вот свидетельство Нифонта Кипрского (4 век): «один из Ангелов, взяв нож, заклал отрока и излил Святую Кровь в чашу…По окончании службы видел Отрока опять целым, на руках ангельских вознесшимся на небо». Вторит ему и другой подвижник Аресений Великий: «Во время Литургии…когда положен был хлеб на святой трапезе, они увидели малого Отрока. Едва иерей простер руку, чтобы преломить хлеб, увидели сошедшего с неба Ангела Господня, имеющего в руках нож, которым он заклал отрока и излил Кровь в чашу, а тело его раздробил на части».

Нет сомнений, что именно эти откровения легли в основу, как крымских фресок, так и романов цикла Грааля.

Между крымской легендой о «Золотой колыбели» и легендами о Граале немало и других общих черт. Так, когда мир становится слишком грешным для Чаши, ее укрывают в духовной пещере, также как и крымскую золотую кобель. Заинтересовавшихся связью Чаши и пещеры, отсылаем к ставшим классическими работам французского философа Рене Генона «Царь мира» и «Символы священной науки».

 

Возможно, что именно эти многочисленные «совпадения» стали причиной того, что в первой половине 20 века секретные службы СССР и Германии уделяли большое внимание Крыму.

В 1926-27 годах на полуострове работала группа сотрудников Секретного отдела по криптографии НКВД во главе с небезызвестным Александром Барченко. Официально целью работ было исследование так называемых крымских «пещерных городов» (Мангупа, Чуфут-кале и других). Однако, по свидетельству одного из участников экспедиции, астрофизика Александра Кондиайна, у нее была еще одна тайная цель – найти чудесный камень многие сотни тысяч лет тому назад упавший на Землю с созвездия Орион. «Камень с Ориона» - еще одного аллегорическое название Святого Грааля, восходящее к поэме Вольфрама Эшенбаха «Парцифаль», где Грааль предстает перед нами в одной из своих аватар – в виде камня, упавшего на землю из короны Люцифера.

Во время оккупации Крыма немцами поиски Святой Чаши продолжились. Ими руководил
Отто Олендорф, руководитель «Айнзацгруппы D», известный под прозвищем «Graalritter» – рыцарь Грааля. Его сотрудники тщательно обыскали старые кенассы и мечети, мавзолей дочери Тохтамыша Джанике-ханум, пещеры крепости Чуфут-кале и руины храмов и крепости Керменчик (ныне село Высокое). За свою деятельность в Крыму Олендорф получил от Гитлера Железный крест первой степени. Однако Святой Грааль так и не был найден.

 

Чаша-Колыбель до сих пор сокрыта от глаз людских в загадочном гроте горы Басман и охраняется духами в ожидании того, кто будет достоин увидеть ее.