gavrasRT

English (United Kingdom)Russian (CIS)

mesoeurazia little banner 02a

Нужен ли сайт, посвященный княжеству Феодоро?
 
Княжество Феодоро

Библиотека

Нить Ореанды

oreanda6Севастополь – поворот на Гаспру и тысячелетний земляничник – исар на Хачла-Каясы – храм Св.Михаила – Ореанда-исар – Нижняя Ореанда – Севастополь.

Время и местность

Для многих Крым – это Ялта, а Ялта – это залитый солнцем муравейник из людей и машин; курорт и стройка, зажатые с одной стороны южной стеной Главной гряды, а с другой – бескрайней полосой Черного моря. Но фокус в том, что Большую Ялту, это южно-крымское Загорье, стоит посетить во время годовой сиесты: либо  - до наступления летнего вавилона, либо - вдогонку лету. Тогда эта местность откроется по-новому…

Подробнее...

Солнечное затмение 21 мая 2012 года изменит мир?

21 мая 2012 года в 01 час 47 минут состоится солнечное затмение в нулевом градусе Близнецов. На территории Украины оно наблюдаться не будет, однако, как считает севастопольский астролог Михаил Баканов, затмение может быть знамением радикальных перемен в мире, в котором мы живём.

Подробнее...

Кавказская Атлантида

Путешествие в Кремух и Малую Черкесию
 
«Черкесы,  их обычаи и нравы, занимают
большую и лучшую часть моей повести»
А. С. Пушкин
 
Летний сезон закончился и наступил ноябрь – «довольно скучная пора», как писал Пушкин, но подходящее время для путешествий. На этот раз мой путь лежал на Кавказ – в республику Адыгею. На Кавказе мне приходилось бывать с самого детства неоднократно, особенно на Ближнем Кавказе – в Черномории. Сейчас я ехал в Малую Черкесию к своим кунакам-черкесам, живущим в Майкопе. Летом мы с ними вместе проводили этническое шоу кавказских танцев – «Крымская Черкесия» в ущелье Черкес-Кермен в Крыму, теперь они меня ждали у себя на родине. http://graal.org.ua/ru/2009-06-04-15-23-02/2012-03-18-09-34-04/87-kavkaz
 
 
Автобус выехал из Севастополя на Краснодар почти в 6 часов вечера, а утром я уже был в столице Кубани. В Краснодаре мне уже неоднократно доводилось бывать у своих друзей-казаков, - сегодня это довольно большой город, являющийся центром Краснодарского края. Главной рекой края является – Кубань, её название происходит из санскрита, на котором говорили древние местные индо-арийские племена синдов и меотов, и означает – «извилистая». Древние греки реку называли Гипанис или Антикит, а предки черкесов - касоги и зихи именовали её – Пшиз, что означает – «князь рек».
 
На реке Кубань ещё в 1778 г. под предводительством А. С. Суворова была построена Кубанская укреплённая линия. На месте одного из редутов в Карасунском Куту в 1793 г. кошевой атаман Войска Черноморского Захарий Чепига и войсковой судья Антон Головатый стали строить укреплённую станицу по образцу запорожского коша. Вскоре она стала войсковым городом – Екатеринодар, столицей черноморских казаков, переселившихся с Южного Буга на Кубань годом раньше. Среди казаков в то время бытовало предание, согласно которому часть их предков была из этих мест. И этими предками были адыги, известные со времён Золотой Орды под именем – черкесы – «пресекающие путь».
 
И действительно, в переводе с адыгского языка – «козак» – это «единственный сын», где «ко» - это «сын». А ведь славянские фамилии с окончанием на «ко» изначально появились как раз в Поднепровье, их сегодня считают украинскими фамилиями, тогда как в славянских языках такого окончания нет, а в адыгском есть. Например – Шевжен-ко – это «сын христианского священника», то есть – «попович». А украинское слово – «нэня», это адыгское – «нан, нэнэ»,  что означает – «мама». Это связано с переселением на эту территорию «пятигорских черкас» - кабардинцев, выведенных Великим князем литовским – Витовтом в конце XIV в., и смешавшихся впоследствии с малороссами и тюрками. Тогда же в Поднепровье появился город – Черкассы, а всех малороссийских казаков называли черкасами вплоть до XVIII века.
 
От небольшой доли кавказской крови - и взрывной темперамент казаков, и чернобровые красавицы, и чубы-оселедцы, которые носило только адыгское воинское сословие - уорки. Название казачьего оружия также происходит из адыгского языка. Например: сабля, от слов – «са» - «нож» и «бля» - «змея», так как первые сабли ковались из переплетенных стальных прутьев. Шашка происходит от слов – «са» - «нож» и «шхо» - длинный, и действительно у шашки нет защиты для руки, и она прямая как нож. Ну а казачья воинская форма одежды говорит сама за себя – это бешмет, черкеска с газырями для готовых патронов, бурка, папаха, башлык, кинжал. Газырь происходит от адыгского – «хазыр» - «готов», газыри придумали черкесы ещё в начале XVIII в., воин на полном скаку мог перезарядить ружьё за 8 секунд одной рукой, а то и зубами, - для этого верхние газыри располагались ближе к шее.
 
Chrem1.
 
Crem2
 
Краснодарский край можно поделить на три больших и разных географических части – это п-ов Тамань, Кубанская равнина и Ближний Кавказ - Черномория, которая раньше называлась – Закубанье или Малая Черкесия - исконные земли черкесов. Отсюда этот народ стал расселяться по Кавказу. В XV-XVII вв. самой сильной и культурной страной на Северном Кавказе была – Черкесия, протянувшаяся от Темрюка на Тамани и до Моздока в Осетии. Всаднику бы понадобилось скакать 40 дней рысью, чтобы преодолеть всю страну. Основным ядром черкесов было её западное крыло – Малая Черкесия, на восток от которой тянулась Большая и Малая Кабарда, - восточное крыло всей Большой Черкесии. Адыгское племя кабардинцев ещё в XIII-XIV вв. из-за перенаселения вынуждено было уйти в среднюю часть Северного Кавказа, где освободилась территория Кавказской Алании, - аланы массово ушли в результате войны с Золотой Ордой. А часть аланов, смешанных с горцами, кабардинцы назвали – «уасэтын» – «платящие дань». Начиная с XVI в. Кабарда несколько столетий была верным союзником Московского царства.
 
Crem3
 
О происхождении черкесов может поведать их язык, самый богатый на согласные звуки – их в языке 45. Он относится к очень древним языкам Адыго-Абхазской группы Кавказской семьи, к которым принадлежат ещё убыхский, абазинский и абхазский. Есть версия, что предки этих народов примерно в V-IV тыс. до н.э. – в Эпоху Мегалитов, мигрировали из бассейна реки Енисей, что в Красноярском крае. Часть народа осталось – это кеты (хеты) и другие родственные им, говорящие на изолированной Енисейской группе или даже семье языков. Для части народа в древности преградой стал Кавказский хребет, и они осели там, образовав впоследствии адыго-абхазские, нахско-дагестанские и, возможно, картвело-грузинские народы. Какая-то часть ушла на запад, они стали известны под названием – иберы, чьим именем был в древности назван Пиренейский полуостров, где ныне государство – Испания. От них в Пиренейских горах остался народ – баски.
 
Часть народа в III тыс. до н.э. ушла южнее Кавказа – в Малую Азию и Месопотамию, сегодня мы их знаем как древние народы – хатты и хурриты. Хатты себя называли - хетты (кеты), но впоследствии это название перешло на совершенно другой пришлый во II тыс. до н.э. народ – неситов, которые были индоевропейцами и говорили на ныне вымершей – Анатолийской группе языков. Это они создали могучее библейское Хеттское царство, но этот народ к предкам адыгов - хаттам отношения практически не имел. Эта путаница в одинаковых названиях из-за преемственности двух совершенно разных этносов дала повод адыгейским учёным к своим предкам ошибочно отнести индоевропейцев хеттов-неситов, создавших своё государство в Малой Азии.
 
Итак, доиндоевропейская Мегалитическая цивилизация балкано-кавказского этнического типа населяла в древности обширное Евразийское пространство, постепенно теряясь и растворяясь в пришлых иных этносах – Ариев, Тюрок и Угорцев. Сегодня некоторые адыгейские учёные относят к предкам адыгов и синдов с меотами, что весьма ошибочно, так как эти народы были индо-ариями и оставили богатое топонимическое наследие на Кубани. Ещё одни «псевдопредки» черкесов – это анты, хотя именно в Черкесии вплоть до XIX в. сохранялась уникальная демократическая форма правления, наиболее близкая к славянской общинной - времён дохристианской Руси.
 
Первое знакомство с внутренней Малой Черкесией у меня состоялось ещё осенью 2008 г., тогда мы с друзьями-казаками из Краснодара выехали машиной в Горячий Ключ, - курорт, притаившийся в лесистых горах на берегу реки Псекупс. Ещё 100 лет назад это была станица Ключевая с самым первым на Кавказе этнографическим музеем, основанном в 1864 г., сразу после Кавказской войны, полковником Псекупского казачьего полка – Иваном Диомидовичем Попко. В то время в станице на водах лечение проходили только черноморские казаки, ставшие тогда уже кубанскими.
 
Некогда это благодатное место с термальными минеральными ключами входило во владение чемгуйских (темиргоевских) князей Болотоко, в 1631 г. его отбило племя абадзехов, а после сюда – в «Дантово ущелье» пришли бжедуги, - ещё один адыгский субэтнос. Они сделали это ущелье своей резиденцией, а их князь для защиты возвёл небольшое укрепление. Черкесам свойственно было селиться в ущельях и  долинах  рек в средней полосе гор, наиболее благодатной для проживания. Их аулы объединялись в хабли, которые могли тянуться на 15-20 км вдоль рек. Черкесы не строили крепостей, - проще было оставить аул, а после прийти и отстроить заново сакли-мазанки под соломенными крышами с плетнями.
 
Племя бжедугов занимало территорию южнее Екатеринодара между реками Афипс и Пшиш. Оно делилось на четыре больших колена, одно из которых – махошь поселилось восточнее современного Майкопа. Само слово «бжедуг» означает – «похититель чаши»,  а прообразом чаши ранее был – рог. Традиция Чаши вообще сильна у черкесов, отличившихся в походах и на войне героев, удостаивали – Богатырского Кубка. Его подавала герою самая красивая и знатная девушка, а после составляла ему пару в сакральном хороводном танце – удж, единственном черкесском танце, в котором мужчина мог касаться руки женщины. Богатырская Чаша являлась знаком высокого ранга в средневековой Черкесии и передавалась по роду. Изображение чаши встречается на черкесских мамлюкских гербах. Мои кунаки как раз были из бжедугов, родом из под Адыгейска, который мы проезжали по пути в Горячий Ключ.
 
Crem4. Ритон Майкопской культуры.
 
Внутри Закубанья сегодня административно выделена Автономная республика Адыгея со столицей – Майкоп, где меня встречали кунаки – Адам Ашинов и Альберт Чич. В советское время на Кавказе модными были либо западные имена, либо русские, особенно – Владимир. Очень часто встречаются имена мусульманские и тюркские – Мурад, Аскер, Тимбулат, Амин, Самир, - это наследие тесных связей с Крымским ханством, но есть много и родных адыгских имён и особенно фамилий. Кстати, фамилия моего кунака – Ашинов, происходит от черкесского имени – Ашинэдж. Если мы заглянем на Северный Кавказ VIII века, то обнаружим там государство - Хазарский каганат, которым правили Сакральные Цари – рода Ашины. Ещё академик Дмитрий Иловайский сто лет назад в своём труде «Начало Руси» высказал версию о том, что название – «хазары», происходит от наименования касожского племени – «хазири», из которого изначально была государственная верхушка молодого Каганата.
Через два часа после выезда из Краснодара, я прибыл в город Майкоп. Правильно по-адыгски город называется – Мые-куапэ – «устье яблоневой долины». Город действительно расположен в предгорной долине, за которой на юге сразу начинаются горы. В Традиции черкесов очень важное место отводится фруктовым деревьям. Согласно обычаю, девушка не выходила замуж за парня, если он не привил 12 деревьев, поэтому мужчина, отправляясь в горы, будь то охота или поход, брал с собой несколько черенков. Сады составляли гордость Черкесии, об этом писали все путешественники, отмечая, что весной вся горная страна в цвету. Человек в любом месте в горах легко мог найти себе пропитание, так как треть урожая по традиции оставляли на деревьях, а когда плоды опадали, они шли в пищу диким животным.
 
«Трое суток пребывания в доме и гость – член семьи» - так гласит черкесская мудрость. Гостеприимство на Кавказе – это образ жизни, это такое же высокое проявление чести, как и доблесть на поле брани. Хозяин своей жизнью отвечает за гостя и ставит на стол всё самое лучшее. Хочу отметить, что традиционно у черкесов не принято много есть, поэтому все они такие стройные. Сегодня даже в горных аулах едят по-современному за обычными столами. А раньше ели за низенькими круглыми столиками – анэ, сидя на маленьких табуретках и поджав ноги к животу, чтобы много не съесть, - такова Традиция. Кунаки меня потчевали традиционными черкесскими блюдами, - это был говяжий гуляш, щипс – особый мясной соус, в который вместо хлеба макается ломтями - пастэ – круто сваренная кукурузная или просяная крупа, адыгская соль с приправами, много овощей, щху – особый вид йогурта, и конечно же настоящий адыгейский сыр с сухим вином, которое по-адыгски называется – санэ. Пища хоть и сытная, но от неё не поправишься.
 
Благодаря горному воздуху, особой пище и очень динамичным танцам этот народ всегда славился своей красотой, - особенно женщины. Их покупали в гаремы по самой дорогой цене на всём Востоке, считалось, что капля крови черкешенки очищала целое поколение. Знатных черкешенок аристократического рода выдавали замуж за правителей на Кавказе и в Европе, и  вместе с ними на службу к этим государям поступали и мужчины из тех кланов, откуда брали женщин. Например, Иван Грозный женился на дочери Кабардинского князя – Темрюка из рода Иналов, а первым генералиссимусом России был – адыг Михаил Черкасский. На Кавказе черкесы были тем, чем в Европе привыкли считать французов: законодателями моды – в костюме, в оружии, в седле, в манере верховой езды, в законах, обычаях и горском этикете. Очень популярным в Черкесии было – аталычество, когда семьи одного сословия своих детей отдавали на несколько лет в другую семью такого же сословия для получения правильного благородного воспитания.
Когда после вкусного обеда я немного осмотрелся, то заметил, что в доме готовятся к свадьбе,- Адам собирался выдать старшую дочь замуж. Согласно Традиции, жених должен выкрасть невесту обязательно вместе с кунаками, один из которых должен быть родственником невесты. Потом он должен к её родителям заслать сватов – самых уважаемых людей рода. Всё это время невеста находится в доме кунака отца жениха, и на это время становится дочерью этой семьи. Потом названый отец должен благословить её и ввести в «большой дом» родителей жениха, где ей дадут обрядовый хлеб. Далее начинается сама свадьба с играми, танцами и угощением, которая длится три дня, но сам жених на ней не должен присутствовать. Не должно быть на свадьбе и родителей невесты, - в дальнейшем зять свою тёщу практически никогда не видит. Все три дня невеста находится в особом покое, где её привечают женщины рода и соседки, но без свекрови.
 
В проведении свадьбы семье жениха помогает весь клан и соседи кто чем, так как людей обычно бывает очень много. На адыгейскую свадьбу приглашения не требуется, - любой прохожий может стать гостем, так же всё происходит и сейчас. Зная этот обычай, мне очень хотелось попасть на свадьбу дочери кунака, однако к тому времени я уже должен был уехать. После рассказа о свадебных обрядах, Адам и Алик повезли меня в город показать достопримечательности.
 
Майкоп мне показался небольшим и аккуратным городом, с его названием у меня ассоциировалась – Майкопская археологическая культура. Племена этой культуры проживали на Западном Кавказе в Эпоху Мегалитов – в V-IV тыс. до н.э. и славились своими изделиями из металлов, - особенно ювелирными. Они были найдены в 1897 г. в знаменитом Майкопском кургане, от которого сегодня осталась одна табличка с надписью, а в краеведческом музее часть экспонатов из него. Заслуживает внимания красивая мечеть и центр имени Его Величества Шейха Халида бин Сакр-Аль-Кассими, наследного принца княжества Рас-эль-Хэйма Объединённых Арабских Эмиратов, мать этого принца – черкешенка, также и бабушка принца Иордании – Али бен Аль-Хусейна.
 
Далее мы поехали на южную окраину города, где уже начинаются горы. Здесь растёт роща – Мэздах – «красивый лес», которая некогда была священной. Друидическая традиция почитания деревьев до недавнего времени сохранялась и среди черкесов  - у них ещё во времена Кавказской войны в середине XIX в. существовали – Священные Рощи, на ветвях деревьев которых с незапамятных времён висело дорогое оружие тех или иных героев, и даже долблёные домовины с их останками. В качестве амулетов черкесы носили кусочки дерева, в которое ударила молния. Стоит особо отметить, что черкесы по своему древнему вероисповеданию – монотеисты. Они верили в единого бога-творца – Тхэ, местом почитания которого и были Священные Рощи, а морально-этическую сторону жизни определял Адыгэ хабзэ - «Кодекс адыга», который и сегодня стоит превыше всего.
 
Республика Адыгея достаточно невелика, и самое интересное находится южнее Майкопа – в горах, туда мы и направились на следующий день. Главная река Адыгеи – Белая, а по-адыгски – Щъагуащ – «спутница». Она течёт через всю республику на расстояние – 277 км, вбирая в себя потоки из ущелий, по которым издавна расселялись племена черкесов. Большая часть их управлялась князьями-пши, - это жившие в районе Сочи убыхи, говорящие на особом языке, который вместе с ними сохранился только в Турции, храбрецы жанеевцы, чьи аулы когда-то были в районе Восточного Приазовья,  сильные племена бжедухов и чемгуйцев, а также хатукайцев и егерухайцев, чьи земли были в междуречьях левых притоков Кубани, жившие южнее по соседству мамхеги и бесленеевцы в средней полосе гор и кабардинцы.
 
Три больших племени жили старинным общинным укладом и управлялись советом старейшин – хасэ, – это натухайцы и шапсуги, занимавшие территории практически всего Черноморского Побережья до Сочи, а также абадзехи, занимавшие почти всю внутреннюю среднюю горную местность Краснодарского края и Адыгеи. Сегодня от большей части этих адыгских субэтносов осталось по одному аулу, а жанеевцев, натухайцев и убыхов вообще уже нет на Кавказе. Всё это последствия Кавкзской войны, длившейся у Черкесии с Россией с 1763 г. и на протяжении 101 года, в результате которой погибло около 2 млн. адыгов, а подавляющее большинство, - около 1,5 млн. человек иммигрировало в Турцию, - на Кавказе к концу 1864 г. черкесов осталось всего - 5% от всего довоенного населения. Многие аулы переселили на равнину, а те, что остались в горах – обставили казачьими станицами, которых было тогда основано больше ста.
 
Дорога всё глубже уводила в горы, впереди показался посёлок Каменномостский – Хаджох, где в старину жили мудрецы, а в Кавказскую войну был последний оплот сопротивления под предводительством Амина. В то время можно было увидеть необычайный природный каменный мост через реку, который сейчас разрушен. Но расстраиваться по этому поводу не стоит, так как поблизости можно совершить паломничество в Михайловско-Афонскую Закубанскую мужскую общежительную пустынь, основанную в 1877 г. на речке Фарс у горы Физиабго (993 м). Первые насельники прибыли в обитель с Афона и принесли с собой священные реликвии. В честь этого близстоящую гору назвали – Афонка. Постепенно было возведено пять храмов, кельи и хозяйственные постройки. В монастыре есть святой источник Архангела Михаила и пещерные кельи, как в Киевской лавре. К началу ХХ в. монастырь считался третьим по числу паломников после Киево-Печерской и Троице-Сергиевой лавр.
 
Crem5. Гора Афонка
Crem 6.
 
 
Далее нас ждала знаменитое ущелье – Хаджохская Теснина с камнями-лезвиями – Хаджохскими Столбами. Прямо на берегу реки Белой было небольшое музейное черкесское подворье с главной саклей и гостевым домом - кунацкой. Обычно в кунацкую шёл отдельный вход с улицы, поэтому любой путник мог войти туда без спроса и остаться на любое количество времени, - таков закон кавказского гостеприимства. Здесь у Хаджоха есть ещё два ущелья с десятками водопадов – Мешоко и Руфабго,  а всего их более 300. По водопадам Руфабго проложен кольцевой маршрут, где можно посетить пещеры со стоянками древнего человека и увидеть дольмены. Вообще в Малой Черкесии феноменальное количество мегалитов, - около 1200 дольменов, а все по Кавказу их разбросано – около 2,5 тысяч. Только в одном бассейне реки Белой их несколько сотен – 400 на Богатырской поляне у станицы Новосвободная, Дегуакская группа – 200  дольменов у пос. Даховский, Кожжохская группа у пос. Каменномостский, а в Гузерипле – на самом юге Адыгеи, вообще самый большой дольмен на Кавказе, - высотой более 2 м.
 
Crem7 Дольмен у Гузерипля
 
Большинство современных учёных склонны относить мегалиты к древним ритуально-погребальным сооружениям, так как в некоторых из них встречаются захоронения - «загробные дома» для правителей-вождей. Однако современная наука всё больше склоняется к мысли о вторичном их использовании в качестве погребальных комплексов.
 
Практически все мегалиты расположены в особенных местах. В геологическом описании они представляют собой разломы и сбросы земных пород, которым обычно сопутствуют рудные залежи полезных ископаемых, потоки подземных вод или их пересечения, проявления земного магнетизма. Черкесы дольмены называют – «исп-ун» – «дом сидящего». И действительно в дольменах Кавказа находили ритуальные захоронения сидящих людей. По версии автора, людей в дольменах сидящими не хоронили – они сами уходили в затвор. А отверстие в передней стенке дольмена служило для того, чтобы давать воду и пищу раз в неделю. Именно первые затворники дольменов и породили высоко духовную практику христианского затворничества в пещерах, а после выхода души из тела – почитались их мощи, излучавшие высокую вибрацию святого.
 
Далее наш путь лежал в станицу Даховскую, где мы покатались по округе на лошадях. По-адыгски слово – «шэ» имеет два значения, это – «конь» и «брат», что говорит само за себя. Конь для черкеса был больше, чем друг, от него зависела жизнь горца, как в военное, так и в мирное время. На лошадях мы подъехали к первой видовой площадке, с которой открывается фантастическая панорама гор Большого Кавказа. На юго-восток уводила дорога в сторону Сахрайских водопадов и горных массивов Большой и Малый Тхач (2368 м и 2237 м), горы Трезубец и перевала – «Чёртовы ворота». На юг дорога через грандиозный «Гранитный Каньон» у ст. Хамышки уходит в посёлок Гузерипль, за которым начинается обширный Кавказский Государственный Биосферный Заповедник, занимающий склоны высоких гор, - историческую территорию народа абазин, родственного абхазам и адыгам. Сегодня в Заповедник вход только по пропускам.
 
 
8, Малый Тхач.
 
9. Перевал «Чертовы ворота».
 
10. Большой Тхач.
 
 
Самое популярное направление поездок и походов – это юго-западное, к плато Лаго-Наки, где самый большой – 200-метровый водопад. Этим путём до чёрного моря проходил знаменитый всесоюзный туристический маршрут № 30. С этим плато связана легенда о парне-пастухе Лаго и девушке-княжне Наки, которые любили друг друга. Но та как её родители были против, пара с утёсов плато бросилась вниз. На подъезде к плато севернее хребта «Каменное море» есть интересные карстовые пещеры – Азишская и «Нежная». Само плато испещрено карстовыми воронками и достаточно обводнено, поэтому покрыто зелёным ковром даже в самое жаркое лето. «Тремя богатырями» плато Лаго-Наки являются горы – Пшеха-Су (2744 м), Оштен (2804 м) и Фишт (2854 м), - это наиболее популярные туристические места, связанные с кавказским Эпосом о богатырях Нартах.
 
11. Лаго-Наки.
 
 
На севере с Лаго-Наки стекает река – Курджипс с водопадами, и течёт по Гуамскому ущелью к посёлку Мезмай, популярному у писателей, художников и эзотериков. Там живёт известный волхв – Трехлебов. От Мезмая и до посёлка Гуамка проложена узкоколейка, по которой сейчас ездят экскурсионные поезда. Солнце неумолимо клонилось к закату, и нужно было возвращаться, тем более что на следующий день мне предстояло себя ощутить по полной программе – Шуриком из кинофильма «Кавказская пленница», так как впереди был национальный праздник – Курман.
 
12. Водопад Карджипс
 
Курман - самый большой мусульманский праздник, главным обрядом которого является заклание жертвенного животного ради Всевышнего. Традиция жертвоприношения, как акта поклонения Единому Богу, своими корнями уходит в далекое прошлое. Священная история Ислама выделяет Пророка Ибрахима, который стал примером для будущих поколений верующих. Стоит отметить, что мусульманами черкесы стали относительно недавно, - этот процесс шёл поэтапно примерно с XVI в. и затрагивал преимущественно аристократию, имевшую сношения с Крымским ханством и Османской Портой. Активное принятие мусульманской религии началось после Кавказской войны. Но Ислам на территории бывшей Большой Черкесии всё же скорее ширма, чем религиозное мировоззрение, черкесы в жизни руководствуются преимущественно древней традицией.
 
Одна из традиций – это почитание  креста-джора. Он часто устанавливался в виде оберега в разных общественных местах или наносился на предметы быта. Это пережитки христианских времён, ведь в эпоху Византии всё Черноморское побережье было христианским,  - там даже было выделено три митрополии – Таматарханская, Зихская и Кавкасийская, одним из святых которой был – Савва Кавкасион, почитаемый и в Тавриде. А когда крестоносцы захватили Константинополь, то на ближнем Кавказе благодаря венецианцам и генуэзцам расцвёл на несколько лет – Католицизм. Был даже местный архиепископ – Иоанн Зих, поставленный самим Папой Римским. В районе Северной Адыгеи в то время существовало православное черкесское княжество – Кремух, упоминаемое в средневековых хрониках. Центр его был на месте современного Белореченска, где обнаружены руины кафедрального собора с захоронением князя – Георгия Пиуперти. Туда мы с Адамом и направились в поисках жертвенного барана.
 
Княжество Кремух управлялось чмгуйской династией – Болотоко и, помимо земель этого племени включало в себя территории хатукайцев и егерухайцев – до современного Майкопа. В эпоху расцвета княжества Феодоро в средневековой Таврике князья Кремуха заключили с ним военно-политический и династический союз, после чего князья Гаврасы стали привлекать на службу черкесских аристократов с дружинами. В битве при Синих Водах в 1363 г. против литовского князя Ольгерда с крымской стороны сражались «ханы Крымский, Манкопский и Киркельский». Первый и третий «ханы» - это ордынские правители Кърыма и Кырк-Ора, а вторым «ханом» - был правитель княжества Феодоро, которое своего конного войска не имело, - его конницу составляли черкесы.
 
Черкесские уорки-дворяне из племени чемгуй в Тавриде поселились в каньоне, известном сегодня под названием – Черкес-Кермен. Возвышающаяся над каньоном башня была цитаделью феодального удела чемгуйцев, - в ней найдены адыгские родовые тамги. Черкесы племени кабардинцев расселились вдоль северной границы Феодоро – по реке Бельбек, которая стала называться – Кабарта. Там было их большое поселение – Фоти-Сала, по-черкесски – «селение, дающее мёд» (совр. Голубинка). Под Мангупом, по-видимому, жили черкесы из племени жанэ, от них долина получила название – Джанэ-дере. Похоже, что вторая часть названия – «Ман-коп», также черкесская, - «куапэ», по-черкесски – «устье долины». Этот народ жил в Крыму вплоть до конца XVIII в.
 
Под Белореченском Адам по-адыгски поговорил с гаишником, и тот указал место, где можно купить хорошего барашка. Хочу сказать, что в Адыгее все руководящие посты в Администрации и в Силовых структурах занимают черкесы, хотя они считаются четвёртым по численности народом в своей республике. Купив и связав барана, мы отправились домой – начиналось самое интересное. Его мы привязали во дворе, но баран чудом отвязался и сбежал, пришлось бегать за ним по всему аулу. Мы привязали его крепче и оставили рядом собаку для охраны. В течение двух часов, пока велись приготовления к жертвоприношению, между бараном и собакой была некая ментальная связь. В их глазах можно было прочесть диалог. Собака: «Глупый баран! Тебя же сейчас резать будут!». Баран: «Глупый пёс! Я жертвенное животное! Сегодня именно мне выпала честь спасать эту семью перед Всевышним!».
 
Осознавая свою священность, баран не издал ни звука, когда ему с молитвой перерезали горло. Шкуру и требуху обычно выбрасывают, а мясо жертвенного животного, согласно предписанию, делят на три части - одну раздают бедным, из второй части готовят угощение для родных, соседей, друзей, а третью хозяин может оставить себе. Когда суп шулюм и жареная баранина были готовы, мы с Адамом развезли одну часть по родственникам, а другую отвезли в детский приют. Третью часть женщины подали на стол. Сегодня традиция может быть нарушена, если за столом есть русский гость, - женщины могут обедать вместе с мужчинами. И вообще у черкесов крайне уважительное рыцарское отношение к женщине,  в её присутствии мужчины всегда вставали и даже старики. Просьба женщины о помощи – для адыгского мужчины закон. А если из-за красавицы дерутся насмерть несколько мужчин, - ей достаточно было сбросить с головы платок, чтобы остановить бой.
13. Жертвенный баран.
 
14. Стол-Анэ, худ. Саида Джасте.
 
Сегодня черкесы свято хранят и соблюдают свои традиции, этот народ вновь возрождается, - на Кавказе сейчас живёт около миллиона адыгов, в основном на землях исторической Черкесии, исчезнувшей подобно Атлантиде, их язык имеет четыре основных диалекта – шапсугский, темиргоевский, бесленеевский («черкесский») и кабардинский. В результате геноцида адыгов, который сегодня признала только Грузия, была массовая миграция в Турцию и на Ближний Восток, где черкесы продолжали проживать компактно со времён Мамлюкского Султаната, которым они правили на протяжении - 150 лет…
 
15. Большой Кавказский хребет
16-18. Адыгея
19. Автор около черкесской сакли.
 
 
© Источник: graal.org.ua
© Текст: Андрей Осташко
© Фото: Андрей Осташко, Ю.Н Николаев, архив клуба КДВ.
 
Материалы по теме:
 
Фадеева Т.М. Правители Княжества Феодоро и черкесский след: http://graal.org.ua/ru/2009-06-04-15-08-45/2009-06-04-15-08-45/2012-03-18-09-22-14/96-praviteli
Васильев А.В. Черкесы и государство Феодоро http://graal.org.ua/ru/2009-06-04-15-08-45/2009-06-04-15-08-45/2012-03-18-09-22-14/98-chircassia-crimea
Святой Савва, архиепископ Кавкасиев. http://graal.org.ua/ru/2009-06-04-15-08-45/2012-03-18-09-25-51/111-savva
Интервью Андрея Осташко СГРТРК: История и традиации черкеской (ВИДЕО)
http://graal.org.ua/ru/2009-07-03-17-31-51/12-video/94-cherkeshistory
 
Путешествие в Кремух и Малую Черкесию
 
«Черкесы,  их обычаи и нравы, занимают
большую и лучшую часть моей повести»
А. С. Пушкин
 

Летний сезон закончился и наступил ноябрь – «довольно скучная пора», как писал Пушкин, но подходящее время для путешествий. На этот раз мой путь лежал на Кавказ – в республику Адыгею. На Кавказе мне приходилось бывать с самого детства неоднократно, особенно на Ближнем Кавказе – в Черномории. Сейчас я ехал в Малую Черкесию к своим кунакам-черкесам, живущим в Майкопе. Летом мы с ними вместе проводили этническое шоу кавказских танцев – «Крымская Черкесия» в ущелье Черкес-Кермен в Крыму, теперь они меня ждали у себя на родине.

Подробнее...

Сергий Булгаков о восстановлении Святой Софии

(из дневников прот. Сергия Булгакова).

22.ХII.1922 (4.I.1923)

На рейде в Ковани

Вот уже мы достигли таинственных вод Босфора и уже третий день стоим в карантине у входа в Царьград. Проза и скука карантина притупили первое впечатление, но оно было царственно и прекрасно. К вечеру по летнему морю в лунную ночь мы подошли к Босфору, в стене берега открылись ворота, и мы вступили в тихие воды, обрамленные мягкими берегами, скользя как по стеклу. Напор дум волновал мою душу, и глаз радовали эти дивные берега. Здесь ключ европейской и мировой истории, здесь Иустиниан, здесь Константин Великий, здесь Иоанн Златоуст, Фотий, Византия и ее падение, здесь узел политических судеб мира, и доныне не распутанный, а еще сильнее затянутый! В ум вмещается такое богатство воспоминаний и такой напор чувств, теряется мысль.

Подробнее...

Гробница св. папы Мартина Римского: «мерзость запустения»

27 апреля Православная церковь отмечает день памяти Святого Мартина Исповедника. Он был Папой Римским с 649 по 653 год.

Злополучный для всего христианства, VII век был омрачен ересью монофелитства. Ею оказался заражен и тогдашний византийский император Констанс. Узнав, что папа Мартин предал ересь анафеме, он повелел своему полководцу Олимпию убить его. Последний не осмелился лично привести приговор в исполнение и подослал наёмного убийцу. Но когда «киллер», со спрятанным под полами плаща мечом, приблизился к Мартину – он вмиг потерял зрение и не смог исполнить задуманное. Тогда император обманом заманил Святого Мартина на корабль, который шел на один из островов Эгейского моря.

Подробнее...

Еще статьи...

AddThis Social Bookmark Button

orellt

Календарь

2019
Октябрь
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      

А Н О Н С

ost111

Эзотерические экскурсии и
туры с тренингами от автора книги
«В погоне за Шамбалой»,
гида-переводчика,
экскурсовода
Андрея Осташко